
Ровно 50 лет назад, в 1971 году, Михаил Светин дебютировал на сцене Ленинградского областного Малого драматического театра. С тех пор он до конца своих дней оставался верен городу на Неве.
Детство Михаила Гольцмана (в будущем он сменит эту фамилию на Светин по профессиональным соображениям) выпало на драматические для страны события — Великую Отечественную войну. В мае 1941 года его еще десятилетним мальчиком отправили в крымский туберкулезный санаторий, откуда потом он эвакуировался после нападения фашистов. Новость не испугала, а, наоборот, взбудоражила мальчика, ведь он каждый вечер играл со сверстниками в «войнушку», но вряд ли в тот период мог представлять все ужасы настоящего фронта. В Крыму Светин жил с матерью и братом Леней. Семья воссоединилась с отцом, Соломоном Гольцманом, только в Ташкенте. В родной Киев они вернулись уже после войны.
«Мы голодали очень сильно: ели жмых, стреляли голубей, помню, принесли с рынка черепаху и сварили. Мама, работавшая уборщицей в детдоме, по вечерам приходила и плакала. Я спрашивал: „Мама, почему ты плачешь?“ Она отвечала: „Миша, ты ничего не понимаешь. Дети умирают каждый день, их обворовывают, забирают всю еду“. Но вообще, война для меня пролетела относительно легко. Возможно, из-за моего характера. Во мне рано проявились способности — я мог продать все что угодно, под любым предлогом, лишь бы не умереть с голоду», — рассказывал Светин много лет спустя.
Через некоторое время после эвакуации Гольцманов главврача санатория и всю его семью расстреляли. Этот факт прозвучал на Нюрнбергском процессе. В интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону Михаил Семенович впоследствии утверждал, что «фактически спас мать» от расправы фашистов.
Юность Светина ознаменовалась армией и образованием в Киевском музыкальном училище по классу гобоя. Навыки очень помогали ему на протяжении всей жизни — зрители отмечали чрезвычайную музыкальность артиста, его легкость в обращении со словом. Театральная карьера Светина заставила артиста «помотаться» по стране Советов — в 1958 году он сыграл в постановке «Брак поневоле» в Камышине, а с 1966 по 1969 год был артистом драматического театра в Пензе.


Параллельно он служил в Киевском театре музыкальной комедии, но позднее его пригласили в Ленинград, где в 70-х он дебютировал на сцене местного Малого драматического театра (ныне МДТ) в роли старика Мартына Нарокова в спектакле «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского. Но и там он не задержался надолго — последним и самым долгим пристанищем Светина как театрального артиста стал Театр комедии им. Н. Акимова. С 1980 по 2004 год Светин воплотил на сцене множество ярких образов: от Победоносикова в «Бане» по пьесе Владимира Маяковского до министра финансов в «Тени» по Евгению Шварцу.
Фильмография Светина не менее обширна. В кино он начал сниматься в 70-х. Самой популярной работой актера является роль Фомы Брыля в телефильме «Чародеи». А образ музыканта Виктора в ленте Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» и вовсе очаровал публику.
В последние годы жизни Светин тяжело болел, но продолжал работать и сниматься вплоть до 2014 года. В августе 2015-го он был госпитализирован с инсультом, а через неделю скончался. 2 сентября в здании Театра комедии состоялось прощание с заслуженным артистом РСФСР. Могила Светина находится на Серафимовском кладбище в Петербурге, где несколько дней назад побывали корреспонденты НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Возле ухоженного надгробного камня установлен небольшой памятник в виде грустного клоуна. Поклонники регулярно приносят ему цветы, а на неделе у артиста появились веточки вербы.
















































