
За последнюю неделю в Петербурге произошло четыре возмутительных инцидента с участием водителей такси — тенденция не из радостных. Очередная драка посреди дороги произошла в четверг во Фрунзенском районе. Двое решили выяснить отношения на проезжей части. Водитель Hyundai и таксист на Skoda сцепились в схватке на капоте машины — один другого начал душить.
На прошлых выходных одно из происшествий с участием таксистов закончилось трагедией. 22 мая на пересечении Крыленко и Дальневосточного проспекта водители Volkswagen Polo и Kia Ceed не поделили дорогу и попали в ДТП. Их конфликт быстро перерос в поножовщину: разгневанный гражданин Таджикистана, работающий таксистом «Ситимобил», напал на петербуржца с ножом и ударил его в грудь, в область сердца. Пострадавшего 26-летнего мужчину пришлось госпитализировать, но спасти не удалось.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили помочь петербуржцам и узнали о правах пассажиров, а также о том, что делать в случае нештатной ситуации во время поездки на такси.
Агрегаторы вместо такси
В России в сегменте «эконом-класса» осталось три работающих официальных агрегатора: «Яндекс», «Ситимобил» и «Максим», который больше известен в регионах. Остальные названия приложений с услугами такси — производные от них, однажды поглощенные одним из трех крупных игроков. И все эти агрегаторы строят свои отношения с клиентами по-разному.
В прошлом материале мы подробно рассказывали о причинах исчезновения настоящих, добротных организаций такси, которые несут ответственность за своих сотрудников согласно трудовым отношениям.
Напомним, что с 2010 года ситуация на рынке легковых перевозок стала меняться с приходом «Яндекс-такси», который, набрав себе 30 миллионов пользователей как поисковик, перевел их в разряд клиентов, предложив новую дешевую услугу. Тогда многие компании остались без заказов.
Спустя короткое время организация выкупила большинство контор на рынке Петербурга, предоставляющие услуги перевозчика. А другие закрылись, не справившись с конкуренцией.
На сегодняшний день существует всего несколько фирм такси с настоящими таксопарками. Остальные таксисты или взаимодействуют с агрегаторами напрямую как самозанятые, или арендуют машины у партнерских компаний, которые именуют себя таксопарками.

Безответственные конторы
Когда с рынком такси приключилась монополия, их услуги были еще более опасные и безответственные. На сегодня ситуация поменялась в лучшую сторону. Об этом рассказала правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова.
«Экономкласс такси во всех агрегаторах опасен одинаково — там нет контроля кадров, а бизнес-класс является самым безопасным по той причине, что там есть отбор кадров и остается вопрос ответственности: каким образом компания регулирует ущерб пострадавших», — пояснила она.
Агрегаторы еще в 2010 году сделали все, чтобы скрыть права граждан, добавила эксперт, ведь они официально назвали себя «информационными услугами».
«Они — не надлежащий ответчик, ведь при скачивании приложения такси вы ставите галочку на лицензионном соглашении — такое, мелким шрифтом, которое никто не читает. И там написано, что мы ни за что не отвечаем», — рассказала эксперт.
Оказывается, «галочка», которую обязует поставить приложение такси при скачивании каждого пользователя, противоречит закону РФ «О защите прав потребителя». И тяжбы пассажиров с агрегаторами проигрывались первыми до тех пор, пока Верховный суд не поставил в этом деле жирную точку.
«Он сказал, что, если у пассажира создано впечатление, что это юридическое лицо оказывает ему услугу – есть реклама конторы, платежка клиента и история поездки — все есть — значит, оно и отвечает», — сказала Елена Гращенкова.

Теперь все намного проще
Со слов правозащитницы, на сегодняшний день есть агрегаторы, что не допускают судов с пострадавшими и решают вопрос цивилизованно.
«В случае чрезвычайной ситуации, у них есть определенный отдел, куда можно обратиться по урегулированию нештатных ситуаций. Они добровольно исполняют закон РФ, который касается прав потребителей. У граждан, которые являются потребителями услуг перевозки, у них безграничные права», — рассказала специалист.
В частности, эти права касаются материальных возмещений тех происшествий, которые могут произойти в процессе поездки: ДТП, нападения водителя, материальный, моральный ущербы.
По словам эксперта, один же из популярных агрегаторов напрочь отказывается исполнять закон о защите прав потребителей.
«Доходит до абсурда — они тратят на судебные процессы гораздо больше средств, нежели бы они тратили в добровольном порядке. Вот что удивительно», — пояснила Елена Гращенкова.
У этой компании самый низкий уровень ответственности, рассказала она. Единственное, на что пошла данная контора — это страховка для пассажира на 2 миллиона рублей в случае летального исхода.
«А дело в том, что иной раз люди, которые выжили, их реабилитация стоит дороже случая летального исхода», — добавила специалист.

Если пассажир получил травму
В случае инвалидности или телесных повреждений компания агрегатора обязана оплачивать компенсацию вреда пассажиру всю его жизнь. Но можно договориться о единовременной выплате. Дело в том, что в российском законодательстве существует статья № 1092 «Платежи по возмещению вреда».
«Эта статья означает, что, если человек получил увечье, травмы, которые потом будут всю жизнь его беспокоить, он всю жизнь может с компании-перевозчика получать компенсацию этой травмы», — сказала правозащитница.
Однако здесь есть один момент. Сначала судмедэкспертиза должна определить, что у человека произошла полнейшая или частичная утрата трудоспособности. Следующим шагом должна стать вторая экспертиза — по определению утраты профессиональной трудоспособности. Это две разные процедуры.
«Если у хирурга, оперирующего руками, зарплата 100 тысяч рублей, и он потерял возможность оперировать и зарабатывать после поездки в такси, то перевозчик обязан до конца его дней возмещать эти 100 тысяч рублей ежемесячно, которые он не может зарабатывать теперь самостоятельно. К тому же, с учетом инфляции — все индексируется», — рассказала эксперт.
Таким образом, в случае серьезного происшествия пострадавший вправе получить обеспечение общей суммой достигающее десятков миллионов.
Экспертиза устанавливает потерю трудоспособности в процентном отношении. Если человек — представитель профессии интеллектуального труда, то ему могут предложить и 20 %, и 30 % от зарплаты. Ведь он может занимать и руководящую должность, и работать «головой».
«У меня была временная утрата трудоспособности, и я рассчитываю до конца своих дней на выплату на более 300 миллионов рублей. Я претендую на 30 % от зарплаты, первая экспертиза установила 20 %, сейчас будем требовать проведение альтернативной экспертизы, попробуем дотянуть до 30. Если не получится, то это будет на сегодняшний день 47 тысяч в месяц пожизненно с ежегодной индексацией», — поделилась правозащитница.
Но в этом деле есть подводный камень. Для того, чтобы суд удовлетворил права пострадавшего, желательно иметь «белую» зарплату и быть официально трудоустроенным.
«При официальной зарплате в 10 тысяч рублей выплаты будут мизерные», — пояснила Елена Гращенкова.

Что делать пострадавшему
Сначала нужно дождаться результатов судмедэкспертизы, после чего следует написать претензию организатору перевозки. К ней нужно приложить историю поездки, заключение судмедэкспертизы с процентом утраты трудоспособности.
«Дальше если они добровольно это не урегулируют, то идете в суд и получаете сверху еще 50 % за отказ от добровольной выплаты», — сообщила эксперт.
И, согласно закону, единовременно контора должна выплатить пострадавшему сумму за три года. Именно с этой суммы, в случае отказа добровольной выплаты, накладывается штраф в 50 %. А после — уже идут ежемесячные платежи с обязательной ежегодной индексацией пожизненно.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ подобно рассказывали, о том, кого сажают за руль петербургского такси и какие проблемы возникли в сфере перевозок с приходом такой на первый взгляд удобной для пассажира опцией как услуги агрегаторов такси.















































