
Собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Павел Хусу — не только руководитель общественного движения велосипедистов Петербурга, но и активный участник проекта развития сети велодорожек. Власти часто привлекают его в качестве эксперта к обсуждениям удобной и современной дорожной инфраструктуры.
Для автомобилистов и пешеходов велосипедисты и примкнувшие к ним ездоки на самокатах — настоящая головная боль. Особенно с приходом в наш город тепла. Но за пару-тройку лет, прошедших от начала создания централизованной сети велодорожек, избавиться от «головной боли» не получилось. Наоборот, пандемия подтолкнула горожан пересесть на индивидуальный транспорт, позволяющий не только выдерживать социальную дистанцию, но и поддерживать хорошую физическую форму, совмещая тренировку с поездкой на работу и обратно. На велосипед, как на альтернативу, избавляющую от изнурительного стояния в пробках, обратили свое внимание даже те, кто изначально высказывался против. А город постепенно привык к тому, что таяние снега сопровождается появлением на улицах Петербурга двухколесного транспорта.
— Павел, расскажите, в каком состоянии после зимы находятся велосипедные полосы?
«На тех, которые расположены вдоль проезжей части, во многих местах стерлась разметка, автомобилисты не видят ее и заезжают на велополосы, то есть создают опасность для велосипедистов. Кроме того, именно на этих полосах скопилась грязь и остатки снега. Ездить еще не очень удобно. Что касается велодорожек, которые пролегают отдельно от проезжей части и тротуаров, то на них состояние асфальта и разметки намного лучше, разметка стерлась только в местах пересечения с заездами в карманы. Получается, что в местах, где двигаются только велосипедисты, и разметка, и дорожное покрытие долго сохраняются, что еще раз напоминает нам о том, что велосипед гораздо более экономичный вид транспорта, чем автомобиль. Поэтому велосипедные дорожки — удачные долговременные инвестиции в инфраструктуру города».

И действительно, на велодорожках не надо каждый год латать дыры, засыпать ямы, достаточно в некоторых местах обновить разметку — и велодорожка приведена в порядок.
— А какие участки велодорожек можно назвать самыми проблемными?
«Проблема проблеме рознь. Одни случаются из-за конфликта интересов с автомобилистами, другие связаны с организацией движения: спусками, съездами, проездами, прерыванием маршрутов и прочими неудобствами для двухколесного транспорта.
Самая «скандальная» велодорожка вдоль Фонтанки вызывает больше всего дискуссий, но при этом с точки зрения организации движения на велосипеде играет очень важную связующую роль. По ней можно проехать через центр либо с севера на юг, либо с юга на север. Сейчас на ней появился велосветофор. Но вместо того, чтобы повысить безопасность движения, он только ухудшил ситуацию».

Светофор дает зеленый свет велосипедистам буквально на 10 секунд, за которыми следует минута ожидания. Нужно стоять на красный, пропуская и автомобили, и пешеходов. При этом автомобилям, которые двигаются прямо по Фонтанке, горит зеленый. Такая дискриминация, по мнению Павла, искушает двухколесных нарушить правила и может привести к ДТП. Петербургское велообщество планирует в ближайшее время проконсультироваться у специалистов, как лучше настроить светофор, кому и сколько времени отдать на преодоление перекрестка, и на основании экспертной оценки просить дирекцию по организации дорожного движения учесть их интересы.
«Второго типа проблемы встречаются на отделенных от проезжей части велодорожках: все эти заезды и выезды из карманов, которые велодорожки пересекают под острыми углами. Подчас велосипедист просто не видит приближающийся автомобиль. Под таким углом голову не повернуть! В таких местах часто происходят ДТП, и совершенно очевидно, что они требуют мер по повышению безопасности: искривления траектории движения автомобиля или «лежачего полицейского»», — продолжил Павел Хусу. — «А кроме того, на этих пересечениях странно установлены знаки приоритета. В ПДД написано, что, выезжая из кармана, автомобиль должен уступить дорогу всем транспортным средствам, которые двигаются по основной проезжей части. А установленные знаки противоречат, и на деле велосипедист должен уступить в этом месте дорогу автомобилисту. Очень странное решение, и приводит оно, опять же, к конфликту интересов».
— Павел, но ведь не все велосипедисты понимают знаки дорожного движения.
«Совершенно верно. И, например, в Западной Европе, где создается велоинфраструктура, в той же Голландии или Дании, она делается интуитивно понятной. Там не используют такого количества знаков, как у нас. Чтобы автомобиль притормозил в нужном месте, добиваются искривлениями траектории движения или сужением полос. Саму велодорожку в местах пересечения с выездами из дворов и карманами делают приподнятой, как приподняты переходы на Кронверкском проспекте Петербурга. Автомобилист, видя, что перед ним препятствие, инстинктивно снижает скорость. К сожалению, у нас мало таких решений. А знаков, наоборот, много. И они создают эффект визуального мусора».
Отметил собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ и то, что практически на каждом перекрестке существующие велодорожки прерываются. И велосипедистам необходимо либо перемещаться на проезжую часть, что не всегда безопасно, либо спешиваться и проходить перекресток по зебре, а то и не по одной. Например, на одном из перекрестков Пискаревского проспекта для того, чтобы попасть на другую сторону, приходится пройти по трем зебрам буквой «П».

— Вы подсказываете чиновникам, отвечающим за развитие сети велодорожек, их ошибки?
«С сотрудниками центра управления парковками (ЦУП) регулярно встречаемся и обсуждаем различные вопросы. Складывается впечатление, что сейчас в транспортный блок Смольного пришла новая команда, они более прогрессивны и более открыты каким-то свежим идеям. Но как и все, наверное, наши чиновники, связаны всевозможными ГОСТами, нормами, требованиями и постановлениями. Вроде бы и хочется проложить дорожку по уму, но уж очень много ограничений.
Общественные слушания — отличная идея. Люди могут, по крайней мере, узнать о планах развития территорий, высказать свои соображения, возражения, устроить дискуссию. Раньше ЦУП проводил слушания по вводу отдельных участков велодорожек с наступлением тепла. Как будет в этом году, не знаю. Пока какие-то кулуарные совещания происходят с отдельными велоактивистами, широких обсуждений нет. Конечно же, участие общественности в вопросах развития городской инфраструктуры — это очень важно. Не только велосипедной».
Публичное обсуждение веломаршрутов с участием заинтересованных петербуржцев задало новые стандарты вовлечения горожан в решение актуальных для них вопросов: это и развитие велосипедной инфраструктуры, и популяризация велосипедного движения, и развитие новых креативных пространств. Однако есть и «черные дыры» на велосипедной карте Петербурга.
— Павел, есть ли такие места, где просто жизненно необходимы велодорожки?
«На юге города — в направлении Народной улицы, Володарского моста, проспекта Славы и Невского путепровода. И если Володарский мост часто стоит в пробках, мимо стоящих машин ехать не так страшно, то на Невском путепроводе движение опасное. Он гораздо уже моста, при этом длинный, скорости машины там набирают высокие. Тротуар же, напротив, узкий и на полметра возвышается над проезжей частью. Так что с прохожими не разминуться, каждый рискует оказаться под колесами автомобилей. Вспоминаю ДТП, в котором велосипедист оказался под колесами КАМАЗа. Спасти его не удалось.
Месяца два назад градозащитники предложили в виде альтернативы переделать для пешеходов и велосипедистов Цимбалинский путепровод, включить его в окружной маршрут, который бы позволил велосипедистам не заезжать на Невский путепровод и не ехать по загруженному проспекту Славы. Что стало с этим предложением, я не знаю».
Планы развития велоинфраструктуры на ближайшие три года по данным ЦУП
2021
- Маршрут «Проспект Большевиков».
- Разметка и дорожные знаки на веломаршруте «Сестрорецк — Зеленогорск» от дома № 362 до дома № 430Б по Приморскому шоссе.
2022
- Маршрут «Проспект Косыгина — Заневский проспект».
- Велодорожки в южной части Петербурга свяжут Бухарестскую улицу с центром и пройдут по улице Типанова и проспекту Славы.
- Велодорожки в разных частях города: на Ленинском, Гражданском, Новоизмайловском проспектах и проспекте Науки, Краснопутиловской, Наличной и Парашютной улицах.
2023
- Маршрут «Проспект Ветеранов».
- Маршрут «Улица Партизана Германа — улица Доблести».
- Маршрут «Плесецкая улица — улица Савушкина».
- Велодорожки на Политехнической улице и проспекте Непокоренных.

В настоящее время петербуржцам доступно 35 велосипедных маршрутов общей протяженностью 126,5 км. Темпы роста не радуют велоэкспертов. На старте проекта планировалось вводить в строй по 30 км велодорожек в год. Сейчас, по словам Павла, цифра уменьшилась до десяти. Учитывая, что в Петербурге около 3300 км дорог, понадобится лет эдак 200, чтобы овелодорожить весь город. А может и не надо весь? Может достаточно маршрутов вдоль набережных и по периметрам островов, минуя узкие улочки в историческом центре, где из-за припаркованных автомобилей итак не пройти–не проехать? Ведь безопасно и удобно перемещаться по одному из самых красивых городов мира хотят все его жители и гости: и пешеходы, и велосипедисты, и автолюбители. Принцип безопасного движения должен стать таким же полноценным и постоянным, как течение Невы.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ анонсировали появление в Петербурге нового веломаршрута в 2021-м году и публиковали список бесплатных перехватывающих парковок для велосипедистов.
















































