«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

0
400

«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

Коронавирус кардинально повлиял на деятельность практически всех компаний, в том числе работающих под известными брендами – по франшизе. По данным аналитиков, апрель и май 2020 года стали самыми «жаркими» месяцами первой волны пандемии в России — на них пришлось больше всего закрытий, когда сети потеряли около 20 % партнеров. Больше всего пострадали сегменты ресторанов (-30 %) и торговли одеждой, обувью, косметикой (-24 %).

В декабре стала известна точная цифра закрытых магазинов и ресторанов на Невском: работать перестали 127 точек. Теперь пустующих помещений еще больше — это бросается в глаза даже во время недолгой прогулки по главному городскому проспекту. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, в чем причина внезапного закрытия некогда популярных предприятий.

«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

Коронавирус и новые правила бизнеса

На Невском, неподалеку от Гостиного двора, одним из таких заведений был ресторан быстрого питания. Был — потому что теперь на окнах помещения вывешены объявления о сдаче в аренду. По словам эксперта по франчайзингу, генерального директора ООО «Эксперт-консалтинг» Ирины Ищенко, в этом не обязательно виновата пандемия — есть вероятность, что ресторан быстрого питания мог закрыться из-за переезда.

«[Заведения] не всегда пишут о том, что переехали. Может быть, у одного предпринимателя был ресторан, он был убыточным. [Тогда] он закрывается и уходит с рынка. Бывает, что у одного предпринимателя пять ресторанов. Есть партнеры, которые держат небольшую сеть», — рассказала специалист НЕВСКИМ НОВОСТЯМ.

«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

Однако, по ее словам, появилась масса компаний, интерес к развитию которых на фоне распространения КОВИД действительно пропал, так как гарантий выживаемости проекта не было. Это, в первую очередь, центры детского творчества и развития.

«Есть и примеры компаний из общепита, когда им пришлось быстро менять свои модели. У кого не было доставки – быстро включались и расширяли спектр услуг, придумывали новые акции с учетом того, что люди сидят дома. Есть примеры, когда компании оставались на тех же порогах выручки и говорили, что этот опыт их обогатил», — пояснила эксперт по франчайзингу.

Что помогло франшизам не закрыться во время пандемии

Ирина Ищенко рассказала, что есть и другие случаи, когда франшизные компании наоборот раскручивались во время КОВИД. Она объяснила, что одна из них — организация, занимающаяся доставкой продуктов, «мощно выстрелила» именно в период пандемии.

«У них было много продаж и они не успевали обрабатывать заявки, работали в усиленном режиме», — поделилась специалист.

«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

По данным аналитиков, популярность открытия франчайзингового бизнеса в России растет последние несколько лет, а стабильному пятилетнему росту помешал только коронакризис и режим изоляции. Специалисты выяснили, что, несмотря на локдаун и снижение предпринимательской активности, уже в конце прошлого года число запросов со словом «франшиза» и «купить франшизу» в метриках восстановилось, а в начале 2021 — приблизилось к докарантинному периоду. Однако собеседница НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Ирина Ищенко уточнила, что доля франшиз в России пока все-таки относительно небольшая, так как это молодое направление.

«Есть сферы, где это широко представлено, например, сфера красоты или пекарни. Есть сферы, где представлены одна-две компании или их нет совсем», — рассказала эксперт.

На вопрос о том, помогают ли сами компании франшизам в пандемию, специалист сообщила, что все зависит от франчайзера.

«Кто-то отменил роялти [компенсация за использование франшизы] для своих франчайзи, но, я предполагаю, что были истории, когда франчайзи итак шатко-валко работал, а пандемия его просто добила. Понятно, что дополнительная помощь вряд ли будет», — пояснила Ирина Ищенко.

«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

Франшиза во время КОВИД — разумное решение

По словам генерального директора информационно-аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, в краткосрочной перспективе, по его мнению, роста интереса к франчайзингу — как со стороны держателей франшизы, так и со стороны франчайзи — не будет.

«В период высокой волатильности [резкое изменение цен на что-либо] требовать жесткого исполнения требований владельца бренда достаточно сложно. Время перемен, время, когда нужно быстро меняться. И жесткие формы приведут к упадку бизнеса», — объяснил собеседник агентства.

Однако эксперт считает, что, если говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективах, нет сомнения, что франчайзинговая модель будет расти.

«Сегодня мы видим, что бизнес становится все более технологичным, требующим не только компетенций участников, но и наличие IT-платформ и экосистем, требований к учету и финансам. [Поэтому] доля предпринимателей, которые будут вести свой бизнес независимо, будет уменьшаться. И уход под крыло оператора – вполне разумное решение», — пояснил Иван Федяков.

«…а кому мать родна»: как пандемия дала толчок росту франшиз в Петербурге

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что сфера общественного питания — одна из наиболее пострадавших во время пандемии: многие заведения лишились прибыли, сотрудников, а некоторые и вовсе закрылись, не справившись с финансовыми трудностями. Чтобы помочь сфере вернуться в прежнее русло, Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса решил направить еще 150 млн рублей на поддержку петербургских предприятий, которые имеют право на реализацию подакцизных товаров. Однако на деле все оказалось не так просто, рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ председатель Союз рестораторов Рубинштейна Павел Штейнлухт. По его словам, общепит встанет на ноги не раньше, чем через год.